Ключевые понятия системы образования

ICCS (International Civic and Citizenship Study)

   международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе.

Область Основные термины системы образования

ICILS

(International Computer and Information Literacy Study) исследование проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA) - разработчиком и организатором кросс-национальных, сравнительных исследований в области качества образования.

Исследование ICILS - первое международное сравнительное исследование компьютерной и информационной грамотности современных школьников из разных стран мира, в т.ч. Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Компьютерная и информационная грамотность понимается как способность использовать компьютеры в исследовательских, творческих и коммуникационных целях для эффективного участия в личной, учебной, производственной и общественной деятельности.

Цель исследования ICILS – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах.

Исследование ICILS включает в себя:

- автоматизированное тестирование и анкетирование учащихся 8 класса;

 

- анкетирование учителей, ведущих занятия в 8 классе, а также директора и ответственного за информатизацию школы.

PIRLS

(Progress in International Reading Literacy Study) мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет.

PISA (Programme for International Student Assessment)

международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. 

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

 Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development).

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

Область Основные термины системы образования

TALIS (Teaching and Learning International Survey)

TALIS - международное сравнительное исследование педагогического корпуса (Teaching and Learning International Survey). Проводится под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Исследование TALIS проводилось ОЭСР в 2008 и 2013 годах. Всего в исследовании принимали участие 37 стран (в 2008 году – 24).

Область Основные термины системы образования

TIMSS

(Third International Mathematics and Science Study) международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA.

 

Каждые четыре года в рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественно-научным предметам, а также подготовка учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики.

WorldSkills

международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства.

 

В чемпионате WorldSkills принимают участие молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников, и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и  наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение заданий.

«Белая ладья»

открытые Всероссийские соревнования по шахматам среди команд общеобразовательных организаций, которые проводятся в целях: пропаганды здорового образа жизни среди подрастающего поколения; духовного, патриотического воспитания молодежи; дальнейшей популяризации массовых видов спорта среди детей и подростков; стимулирования педагогической деятельности руководителей и педагогов общеобразовательных организаций по совершенствованию внеклассной работы.

Основными задачами Соревнований являются:  -создание единой системы соревнований по шахматам среди команд общеобразовательных организаций;  

-выявление лучших общеобразовательных организаций по организации внеклассной работы;  

-выявление одаренных в шахматах детей, повышение мастерства юных шахматистов;  

-возрождение традиций и укрепление дружественных, спортивных и культурных связей стран СНГ, Восточной Европы и Азии.

 

Общее руководство организацией Соревнований осуществляют Министерство спорта Российской Федерации и Общероссийская общественная организация «Российская шахматная федерация» (РШФ) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

«Вахта памяти»

Всероссийская акция, цель которой – почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Традиционно «Вахта памяти» проводится дважды в год: за несколько недель до Дня Победы и в конце лета, но во многих регионах она проходит с ранней весны до глубокой осени. В это время участники поисковых групп выезжают на те территории, где проходили битвы времён Второй мировой войны, чтобы разыскать останки солдат, которые погибли на поле боя. К концу «Вахты памяти» все найденные останки воинов торжественно перезахоранивают.

Область Военно-патриотическое воспитание

«Готов к труду и обороне»

программная и нормативная основа физического воспитания населения России, которая регулируется "Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»".

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс устанавливает государственные требования к уровню физической подготовленности населения; предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения Российской Федерации установленных нормативов испытаний (тестов).

К выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

 

 

«Инклюзивная молекула»

пилотный проект Департамента образования города Москвы, проводимый с 2015 года совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и общественной организацией «Контакт». Цель образовательного проекта — повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с расстройствами аутистического спектра на различных уровнях образования.

«Кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус»

общеобразовательная организация со специальным наименованием, которая создается Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в рамках обучения по образовательным программам  основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

Область Базовые термины кадетского образования

«Кадетский класс»

проект предпрофессионального образования, направленный на получение обучающимися 10 - 11 классов умений и навыков для учебы, жизни и труда в современном мире, организацию профессионального самоопределения в сфере государственной (в том числе военной) службы. Проект реализуется на основе договоров между школами, организациями высшего образования и организациями, органами государственной власти, государственной службы, российского казачества, военным комиссариатом города Москвы.

Область Базовые термины кадетского образования

«Кружок от чемпионов»

 

городской проект, организованный для подготовки мотивированных школьников Москвы к олимпиадным состязаниям и национальным чемпионатам по стандартам WorldSkills. Преподаватели кружков по всем компетенциям являются победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, национального чемпионата WorldSkills, JuniorSkills или Абилимпикс.

«Победный мяч»

 

первенство среди сборных команд образовательных организаций города Москвы по баскетболу. Первенство “Победный мяч” проводится с целью повышения уровня здоровья, физической культуры учащихся, приобщения к командным видам спорта. Первенство направлено на развитие и пропаганду в детско-юношеской среде физической культуры и командных видов спорта, формирование у школьников принципов здорового образа жизни,  снижение уровня асоциального поведения подростков.

«Президентские состязания»

Победителями становятся команды общеобразовательных организаций, сформированные из обучающихся одного класса, добившиеся наилучших результатов в физкультурно-спортивной деятельности, показавшие высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта.

Президентские состязания проводятся в четыре очных этапа:

I этап (школьный) - проводится в общеобразовательных организациях;

II этап (муниципальный) - проводится в муниципальных образованиях;

III этап (региональный) - проводится а в субъектах Российской Федерации;

IV этап (всероссийский) - проводится на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Всероссийский детский центр "Смена".

 

Общее руководство проведением Президентских состязаний осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации.

«Президентские спортивные игры»

Всероссийские спортивные игры школьников “Президентские спортивные игры” проводятся во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 948 “О проведении всероссийских соревнований (игр) школьников”.

Игры проводятся с целью укрепления здоровья, вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, развития всесторонне гармонично развитой личности, выявления талантливых детей.

Президентские спортивные игры проводятся в четыре очных этапа:

I этап (школьный) - проводится в общеобразовательных организациях;

II этап (муниципальный) - проводится в муниципальных образованиях;

III этап (региональный) - проводится в субъектах Российской Федерации.

IV этап - проводится на базе ФГБОУ “Всероссийский детский центр “Орлёнок”

 

 

Общее руководство проведением Президентских спортивных игр осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации.

«Профессиональная среда»

проект Департамента образования города Москвы, который помогает школьникам Москвы определиться с будущей профессией, направленный на развитие взаимодействия между московскими колледжами и школами.

 

Участвуя в проекте школьники могут познакомиться с основными направлениями востребованных в стране прикладных специальностей: гостеприимство, экономика, образование, медицина, наземный транспорт, строительство и проектирование, IT-рынок, телекоммуникации, редкие специальности и обрабатывающая промышленность. В рамках проекта каждую субботу школьники и их родители приглашаются на площадки колледжей Москвы для участия в мастер-классах от лучших мастеров.

«Профессиональное обучение без границ»

организация освоения учащимися московских школ программ профессионального обучения на базе профессиональных образовательных организаций. К обучению допускаются лица различного возраста, не имеющие основного общего или среднего общего образования.

 

В результате обучения школьники одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании приобретают возможность получения свидетельства о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации.

Яндекс.Метрика